Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРОКЕСС И МАРТИНИАН
58, С. 291-292 опубликовано: 7 ноября 2024г. 


Содержание

ПРОКЕСС И МАРТИНИАН

Ап. Петр с мучениками Прокссом и Мартинианом. Роспись крипты ц. Сан-Мартино-аи-Монте в Риме. VIII в. Фото: М. М. Лидо-ва
Ап. Петр с мучениками Прокссом и Мартинианом. Роспись крипты ц. Сан-Мартино-аи-Монте в Риме. VIII в. Фото: М. М. Лидо-ва

Ап. Петр с мучениками Прокссом и Мартинианом. Роспись крипты ц. Сан-Мартино-аи-Монте в Риме. VIII в. Фото: М. М. Лидо-ва
[Лат. Processus et Martinianus] († ок. 64-68), мученики (пам. 11 апр.; пам. зап. 2 июля). Сведения о П. и М. содержатся в пространном Мученичестве (BHL, N 6947), согласно к-рому буд. мученики служили надзирателями в рим. Мамертинской тюрьме под начальством высокопоставленного чиновника Павлина. По приказу имп. Нерона (54-68) Павлин заключил в темницу апостолов Петра и Павла, после того как ап. Петр погубил Симона Волхва. Будучи свидетелями чудес, к-рые совершали святые, П. и М. уверовали во Христа и умоляли апостолов крестить их. Тогда апостолы преподали надзирателям и всем заключенным краткое наставление о вере в Св. Троицу; когда ап. Петр совершил молитву и начертал крест на Тарпейской скале, оттуда начал бить источник, в водах которого крестились П. и М. со всеми заключенными, число которых составляло 47 чел. Надзиратели отпустили апостолов из темницы. Когда ап. Петр покинул Рим, на пути ему явился Спаситель. Апостол спросил Его: «Куда Ты идешь, Господи?» Христос ответил: «Я иду в Рим, чтобы снова быть распятым; возвращайся и ты». Эти слова заставили ап. Петра вернуться в город, где он снова был заточен в тюрьму.

В это время Павлину донесли, что П. и М. приняли христианство. Павлин приказал взять воинов под стражу. На следующий день он начал уговаривать их отречься от Христа и вернуться к почитанию исконных рим. богов, но святые оставались непреклонны, несмотря на обещания всяких благ, а затем угрозы. Тогда начальник приказал бить их камнями по устам, однако они только восклицали: «Слава в вышних Богу!» Затем перед ними были поставлены треножник и золотое изваяние Юпитера, однако П. и М. не только не стали поклоняться ему, но и со смехом оплевали идола. Тогда Павлин приказал растянуть их на дыбе, бить и жечь огнем. Мученики мужественно перенесли эти страдания, во время к-рых их ободряла благородная рим. матрона по имени Люцина. Затем воины стали сечь их бичами (т. н. скорпионами) со словами: «Не смейте презирать веления императора!» В это время Павлин ослеп на левый глаз; думая, что П. и М. навели на него порчу, он повелел вернуть их обратно в темницу, где им также служила Люцина.

Через 3 дня Павлин, мучимый злым духом, скончался. Его сын, Помпиан, сообщил об этом префекту Рима, а тот подал донесение Нерону, к-рый приказал немедленно казнить П. и М. по обвинению в колдовстве. Мученики были усечены мечом на Аврелиевой дороге, за стенами Рима, а их тела с почестями прогребены Люциной.

Почитание

Мученичество П. и М. в окончательном виде, вероятно, составлено не ранее нач. VI в., и его историческая ценность сомнительна. При составлении Мученичества анонимный автор, очевидно, опирался на апокрифическое «Мученичество Петра» (IV-V вв.), приписываемое св. Лину (Martyrium beati Petri apostoli a Lino episcopo conscriptum; BHL, N 6655), в нем рассказывается, что впервые стражи темницы, в к-рую был заключен ап. Петр, названы П. и М. Вероятно, этот текст послужил для составителя Мученичества П. и М. также источником для эпизода явления ап. Петру идущего в Рим Спасителя. Благочестивая матрона Люцина, упомянутая в Мученичестве, также фигурирует в сказаниях о святых, живших спустя неск. веков после апостольской эпохи (напр., о мч. Севастиане († 288), о св. Корнелии, папе Римском († 253)), что также указывает на легендарный характер сказания о П. и М. (Lapidge. 2017. P. 388. N 21). Возможно, на эпизод «с изведением» источника из Тарпейской скалы оказала влияние рим. традиция изображения ап. Петра в образе прор. Моисея, «изводящего» воду из камня (Franchi de' Cavalieri P. Come i SS. Processo e Martiniano divennero i carcerieri dei Principi degli Apostoli? // Note agiografiche. R., 1909. Vol. 22. P. 37-38). О позднем времени составления Мученичества свидетельствует и вложенное автором в уста апостолов слово «Троица» (Trinitas), не употреблявшееся в первохрист. эпоху. Титулования Павлина и его подчиненных также не соответствуют I в. по Р. Х. В Мученичестве говорится о том, что начальник тюрьмы был магистром оффиций, но такой должности не существовало во времена Нерона (Lapidge. 2017. P. 383. N 7). П. и М. в Мученичестве названы «magistriani melloprincipes». Не встречающееся в классических источниках именование «melloprincipes», вероятно, означает «чиновники, которые должны в будущем стать принцепсами», т. е. помощниками магистра оффиций; термин «magistriani» в свою очередь обычно обозначал подчиненных магистра оффиций и иногда конкретно сотрудников имп. тайных служб (шпионов); однако не исключено, что составитель Мученичества в действительности не разбирался в наименованиях чиновных должностей (Ibid. P. 385. N 14-15). Сомнителен и сам рассказ о заключении апостолов в Мамертинскую тюрьму, поскольку она предназначалась для крупных гос. преступников и военнопленных, к числу которых святые не принадлежали.

Вместе с тем, несомненно, что почитание П. и М. имеет давнюю традицию. Согласно полемическому трактату «Предестинат» (V в.), во времена узурпатора Магна Максима (383-388) еретик-монтанист захватил святилище мучеников и утверждал, что они также были «фригийцами», т. е. последователями монтанизма, надеясь тем самым придать авторитетность своему учению (PL. 53. Col. 616). Это свидетельствует о большой значимости культа П. и М. для рим. христиан 2-й пол. IV в.

Изначальным местом погребения мучеников в разных источниках названы катакомбы св. Агаты (cemeterium Agathae) и св. Дамаса (cemeterium Damasi) у 2-го путевого столба на Аппиевой дороге. По всей вероятности, захоронение П. и М. в катакомбах св. Агаты было обновлено и украшено при св. папе Римском Дамасе I (366-384), к-рый провел большую работу по благоустроению рим. катакомб. Свт. Григорий I Великий (590-604) совершал в храме на гробнице святых богослужение в день памяти мучеников и произнес в нем одну из своих проповедей на Евангелия (см.: PL. 76. Col. 1232-1238). При папе Григории III (731-741), согласно Liber Pontificalis, была перестроена кровля храма (PL. 89. Col. 569). Затем папой Пасхалием I (817-824) мощи П. и М. были торжественно перенесены в собор св. Петра, где они почивают и по сей день.

В Иеронимовом Мартирологе память П. и М. указывается несколько раз. Основным днем их памяти было 2 июля (MartHieron. P. 347). Под 1 июля указывается память неких Прокесса и Марины на Аврелиевой дороге; очевидно, имя Марина представляет собой искаженное Мартиниан, а празднование было смещено на 1 июля в результате ошибки. Также память св. Прокесса указывается под 27 янв. (MartHieron. P. 64); под тем же днем указаны памяти Аврелия и Миссуриана. Не исключено, что имя Миссуриан представляет собой искаженное Мартиниан, а имя Аврелий произошло от названия места - Аврелиева дорога. В то же время это предположение не может считаться достоверным (MartHieron. Comment. P. 65). Также день памяти П. и М. указывается в Иеронимовом Мартирологе под 31 мая (MartHieron. P. 283); вероятно, это празднование могло быть связано с обновлением храма во имя П. и М.

В Мартирологе Узуарда (IX в.) (MartUsuard. 1965. Р. 260) и Мартирологе Адона, архиеп. Вьеннского (MartAdon. 1984. P. 212), память П. и М. указывается под 2 июля. Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония (80-е гг. XVI в.) также указывает память П. и М. тем же днем (MartRom. P. 266). Совр. редакция Римского Мартиролога в этом отношении следует более ранним изданиям (MartRom. (Vat). P. 346).

В греч. традиции литургическое почитание П. и М. не сложилось. Однако, как указывает архиеп. Сергий (Спасский), в слав. Прологе кратко сообщается со ссылкой на свт. Григория Великого о страданиях мучеников и о пребывании их мощей в Риме (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 137). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)) Ростовский включил краткое сказание о П. и М. в свою «Книгу Житий святых» под 11 апр. Под той же датой память П. и М. указана и в совр. Месяцеслове РПЦ.

Ист.: BHL, N 6947-6948; ActaSS. Jul. T. 1. P. 266-271; Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Т. 3. Л. 232 об.; ЖСв. Авг. С. 165-166.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 104; Т. 3. С. 137-138; Amore A. Processo et Martiniano // BiblSS. Vol. 10. Col. 1138-1140; Lapidge M. The Roman Martyrs: Introd., transl., and comment. Oxf., 2017. P. 381-389.
А. Грюнерт, П. А. Пашков
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Мученики неразделенной Церкви Прокесс и Мартиниан († ок. 64-68), мученики (пам. 11 апр.; пам. зап. 2 июля)
См.также:
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек., пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.)
АСКАЛОН († ок. 304), мч. Антинойский (пам. 20 мая, копт. 20 янв., зап. 23 янв.)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
ВИКТОР И СОСФЕН († ок. 304), мученики Халкидонские (пам. 16 сент., пам. зап. 10 сент.)
ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ мученики, убиенные по приказу царя Ирода в Вифлееме (пам. 29 дек., пам. зап. 28 дек.)
ДИОДОР И РОДОПИАН (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. 29 апр., пам. зап. 3 мая)
ЕЛПИДИЙ, МАРКЕЛЛ, ЕВСТОХИЙ († ок. 361), мученики Кармельские (пам. 15 нояб.; пам. зап. 16 нояб.)
ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)
КАРП, ПАПИЛ(А), АГАФАДОР И АГАФОНИКА († 161-169?/249-250?), мученики Пергамские (пам. 13 окт.; пам. зап. 13 апр.)
КИРИАКИЯ († нач. IV в.), мц. (пам. 7 июля; пам. визант. 7 и 26 июля, 10 авг., 14 мая; пам. зап. 6 июля)
КИРИК И ИУЛИТТА († ок. 305), мученики (пам. 15 июля; пам. зап. 16 июня)
КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)
НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)